Долгое время мне казалось, что это синонимы. Но так ли это на самом деле? Может быть можно извлечь пользу из бессмысленного и найти смысл в бесполезном?
Конечно же все зависит от точки зрения. Обывателю могут показаться полностью лишенными смысла действия, которые производит ученый, а какой-нибудь современный девайс, например мобильный телефон, окажется абсолютно бесполезным среди аборигенов Гвинеи Папуа.
Все это так. Однако не хочется рассуждать умозрительно, поднимая тему на высокий философский уровень. Помните была такая байка про Альберта Великого и его ученика Фому Аквинского. Гуляют как-то Альберт с Фомой по саду и обсуждают принципиальное зрение принципиального крота. Спорят горячо. А рядом копается в земле садовник и слушает. В конце концов ему надоедает весь этот диспут, и он приносит философам на лопате крота, и говорит: "Высокоученые мужи! Вот настоящий крот. Посмотрите, есть ли у него зрение или нет"... На что спорщики отвечают: "Уйди, смерд, и забери это вонючее животное! Ты ничего не понимаешь. Мы обсуждаем ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ зрение ПРИНЦИПИАЛЬНОГО крота"...
Кто про что, а вшивый про баню. Так и я не хочу отрывать обсуждение этого вопроса от искусства и практической деятельности художников. Поэтому перефразирую тему так: каков смысл и в чем польза искусства? И вы знаете, рассуждая над этим вопросом уже много лет, я пришел к забавному выводу: ни смысла, ни пользы в искусстве нет! То есть, если человек, зритель, зевака, потребитель, пипл (называй как хочешь) их не видит, то их и нет. И объяснять также бессмысленно и бесполезно. Ибо искусство живет не в мире мышления, а в мире чувств. Все это нужно прочувствовать, а если ты чурбан бесчувственный, то как я объясню тебе мощь и полноту чувств, обуревающих меня.
Из вышесказанного вытекает важный практический совет для покупателей искусства, которые опасаются, что их вложение окажется фикцией. Отнеситесь к вопросу проще и по-человечески личностно. Как говорил один мой друг-художник, проверяйте вещь на красоту. Если произведение вам нравится, оно вас согревает, пробуждает, вселяет, радует, облагораживает, дает, обогащает — смело приобретайте, даже если имя автора не значится ни в каких каталогах, а цена кажется великоватой. Не жадничайте, лучше поддержите бедолагу материально: и вам будет приятно, и развитию культуры посодействуете.
А если вы стоите пред произведением маститого художника с большим именем, но оно (произведение) вам не нравится или вообще не вызывает никаких чувств, от него веет холодом или оно обескураживает вас, высасывает, как клещ, внушает гнусные мысли и превращает в монстра — бегите оттуда подальше! И не думайте о том, что этот автор знаменит, и вы, таким образом, выгодно поместите свой капитал. В мире много миллионов художников и часть из них благодаря современным масс-медиа весьма модны и известны. Однако это вовсе не значит, что все они перейдут рубеж вечности.
Другое дело, если произведение знаменитости вам действительно по душе и у вас достаточно средств для его приобретения. Тогда вам и карты в руки.
И не спрашивайте никого, особенно автора (если он еще жив), в чем смысл его произведения. Найдите смысл сами, не говоря уже о пользе. В конце концов, картиной можно и дырку в стене прикрыть.
Конечно же все зависит от точки зрения. Обывателю могут показаться полностью лишенными смысла действия, которые производит ученый, а какой-нибудь современный девайс, например мобильный телефон, окажется абсолютно бесполезным среди аборигенов Гвинеи Папуа.
Все это так. Однако не хочется рассуждать умозрительно, поднимая тему на высокий философский уровень. Помните была такая байка про Альберта Великого и его ученика Фому Аквинского. Гуляют как-то Альберт с Фомой по саду и обсуждают принципиальное зрение принципиального крота. Спорят горячо. А рядом копается в земле садовник и слушает. В конце концов ему надоедает весь этот диспут, и он приносит философам на лопате крота, и говорит: "Высокоученые мужи! Вот настоящий крот. Посмотрите, есть ли у него зрение или нет"... На что спорщики отвечают: "Уйди, смерд, и забери это вонючее животное! Ты ничего не понимаешь. Мы обсуждаем ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ зрение ПРИНЦИПИАЛЬНОГО крота"...
Кто про что, а вшивый про баню. Так и я не хочу отрывать обсуждение этого вопроса от искусства и практической деятельности художников. Поэтому перефразирую тему так: каков смысл и в чем польза искусства? И вы знаете, рассуждая над этим вопросом уже много лет, я пришел к забавному выводу: ни смысла, ни пользы в искусстве нет! То есть, если человек, зритель, зевака, потребитель, пипл (называй как хочешь) их не видит, то их и нет. И объяснять также бессмысленно и бесполезно. Ибо искусство живет не в мире мышления, а в мире чувств. Все это нужно прочувствовать, а если ты чурбан бесчувственный, то как я объясню тебе мощь и полноту чувств, обуревающих меня.
Из вышесказанного вытекает важный практический совет для покупателей искусства, которые опасаются, что их вложение окажется фикцией. Отнеситесь к вопросу проще и по-человечески личностно. Как говорил один мой друг-художник, проверяйте вещь на красоту. Если произведение вам нравится, оно вас согревает, пробуждает, вселяет, радует, облагораживает, дает, обогащает — смело приобретайте, даже если имя автора не значится ни в каких каталогах, а цена кажется великоватой. Не жадничайте, лучше поддержите бедолагу материально: и вам будет приятно, и развитию культуры посодействуете.
А если вы стоите пред произведением маститого художника с большим именем, но оно (произведение) вам не нравится или вообще не вызывает никаких чувств, от него веет холодом или оно обескураживает вас, высасывает, как клещ, внушает гнусные мысли и превращает в монстра — бегите оттуда подальше! И не думайте о том, что этот автор знаменит, и вы, таким образом, выгодно поместите свой капитал. В мире много миллионов художников и часть из них благодаря современным масс-медиа весьма модны и известны. Однако это вовсе не значит, что все они перейдут рубеж вечности.
Другое дело, если произведение знаменитости вам действительно по душе и у вас достаточно средств для его приобретения. Тогда вам и карты в руки.
И не спрашивайте никого, особенно автора (если он еще жив), в чем смысл его произведения. Найдите смысл сами, не говоря уже о пользе. В конце концов, картиной можно и дырку в стене прикрыть.
0 коммент.:
Отправить комментарий